- Уставом муниципального казѐнного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка - детский сад №1»г. Заволжска»
-Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального казѐнного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №1»г. Заволжска».
Положение отражает содержание концептуальных документов, определяющих стратегию и тактику развития системы оценки качества дошкольного образования в Ивановской области на современном этапе.
Положение распространяется на муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №1»г. Заволжска» ( далее ДОО).
В настоящем Положении используются следующие ключевые понятия:
дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
дошкольное образование – первый уровень общего образования, направленный на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;
институциональный уровень – уровень образовательной организации.
качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса;
критерий – признак, на основании которого производится оценка и классификация оцениваемого объекта. Критерий позволяет провести сравнение объектов оценивания и отследить динамику изменений;
мониторинг в системе дошкольного образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных нормативных актах системе государственно- общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательных отношений;
независимая оценка качества образования - получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.(95) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
показатель – признак, характеризующий какую-либо одну область исследуемого направления, степень ее сформированности в количественном или качественном выражении;
процедуры оценки качества образования – официально установленные, предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации;
региональная система оценки качества дошкольного образования – совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил, механизмов и процедур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности муниципальных систем образования и всей образовательной системы региона;
федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
- ВСОКО - это совокупность оценочных процедур, обеспечивающих оценку качества образовательных программ дошкольного образования и условий ее реализации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
- ВСОКО дошкольного образования основывается на следующих принципах:
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
- сопоставимости системы показателей с муниципальными и региональными аналогами;
–взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
- принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении;
- принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
- повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп участников отношений в сфере образования.
- нормативности – обеспечивающего функционирование ВСОКО в полном соответствии с полномочиями ДОО, осуществляющей управление в части оценки качества дошкольного образования;
- преемственности – определяющего ВСОКО как компонент муниципальной системы оценки качества дошкольного образования и содержательный ориентир ВСОКО ДОО;
- системности – обеспечивающего единство и взаимосвязь всех компонентов ВСОКО;
- направленности на обеспечение достижения показателей функционирования и развития ДОО, определѐнных нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней;
- целевого назначения, предполагающего получение по результатам мероприятий ВСОКО необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений информации, исходя из целей и задач деятельности ДОО;
- объективности информации, опирающейся на достоверные данные, получаемые в ходе мероприятий ВСОКО, а также информационного обмена с Департаментом образования Ивановской области, областным государственным бюджетным учреждением «Ивановский региональный центр оценки качества образования», государственным автономным учреждение дополнительного профессионального образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» и муниципальным органом управления образованием (указать конкретно);
- сравнимости данных посредством отслеживания состояния и результатов деятельности ДОО, включая контекстную информацию;
- прогностичности посредством получения данных, позволяющих прогнозировать будущее состояние ДОО, а также возможные изменения в путях достижения поставленной цели и задач;
- согласованности деятельности ДОО с органом местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, с Департаментом образования Ивановской области, областным государственным бюджетным учреждением «Ивановский региональный центр оценки качества образования», государственным автономным учреждение дополнительного профессионального образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» при принятии решений в части оценки качества образования в соответствии с определенными полномочиями;
- применимости результатов мероприятий ВСОКО для оценки результативности и эффективности управления качеством образования на институциональном уровне;
- сочетания государственного и общественного управления ДОО на основе делегирования полномочий;
- информационной открытости процедур и результатов мероприятий ВСОКО.
- В обсуждении результатов ВСОКО может принимать участие уполномоченные коллегиальные органы управления ДОО (Управляющий совет, Педагогический совет).
- Результаты ВСОКО используются при формировании отчета о результатах самообследования, других аналитических документов, могут размещаться на официальном сайте ДОО для различных пользователей, предоставляться учредителю и в иные заинтересованные организации. Результаты ВСОКО являются источником информации для принятия обоснованных, эффективных и своевременных управленческих решений, предупреждения негативных тенденций, основой для прогнозирования развития ДОО.
- К положению могут ежегодно разрабатываться приложения, включающие планирование оценочных процедур на соответствующий период; перечень объектов оценки и характеризующих их показателей, инструментария, список ответственных лиц.
1. Цель и задачи ВСОКО
- Целью функционирования ВСОКО является получение объективной и достоверной информации о качестве образования в ДОО для эффективного управления ДОО.
2.2.Задачами ВСОКО являются:
- установление оптимальных показателей с учетом значимых критериев для развития ДОО;
- планирование оценочных процедур и выбор инструментария с учетом возможностей независимой оценки;
- технологическое и методическое сопровождение процедур ВСОКО с использованием информационно-аналитических систем и электронных ресурсов;
- обеспечение качественного и своевременного проведения оценки, гарантирующей достоверность полученных результатов;
- всесторонний анализ полученных результатов, установление динамики показателей;
- определение факторов, влияющих на динамику;
- прогнозирование динамики развития качества образования в ДОО;
- определение системы мер, направленных на устранение выявленных дефицитов;
- принятие обоснованных управленческих решений;
- представление результатов для различных групп участников отношений в сфере образования.
2. Структурные элементы и направления ВСОКО
- ВСОКО включает в себя основные структурные элементы:
- внутренняя оценка качества дошкольного образования,
- независимая (внешняя) оценка качества образования;
- внутренний мониторинг качества образования.
- ВСОКО осуществляется по следующим основным направлениям:
- оценка качества образовательных программ;
- оценка качества образовательной деятельности;
- оценка качества условий реализации образовательных программ.
- Оценка качества дошкольного образования предусматривает учет:
- качества образовательных программ дошкольного образования;
- качества образовательных условий реализации образовательных программ дошкольного образования (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого- педагогические условия, материально-технические и эффективность их использования, информационным);
- взаимодействия с семьѐй;
- обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- качества управления в ДОО;
- обеспечения доступности дошкольного образования;
- обеспечение учета индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся, в т.ч. и детей с ОВЗ;
- эффективность использования современных образовательных технологий, информационных ресурсов и сервисов;
- эффективности работы воспитателя, в том числе по организации взаимодействия воспитателей, работающих в одной группе.
3. Порядок функционирования ВСОКО
- Распределение функциональных обязанностей определяется приказом ДОО.
- разрабатывает проекты локальные нормативные акты, регламентирующие функционирование ВСОКО, и контролирует их исполнение;
- разрабатывает график оценочных процедур с учетом федерального, регионального и муниципального плана проведения независимых диагностик.
- Рабочие группы воспитателей:
- участвуют в разработке программы проведения оценочных процедур с учетом федерального, регионального и муниципального плана проведения независимых диагностик;
- участвуют в отборе и формировании методик и технологий проведения оценочных процедур;
- анализируют результаты оценочных процедур;
- формируют предложения для администрации по устранению выявленных дефицитов, по выработке управленческих решений на основе результатов ВСОКО.
- Коллегиальные органы управления (Педагогический совет, Управляющий совет):
- определяют направления развития ВСОКО в ДОО;
- содействуют реализации принципа общественного участия в управлении качеством образования в ДОО;
- участвуют в обсуждении результатов ВСОКО и формировании управленческих решений.
4. Требования к реализации ВСОКО
- Реализация ВСОКО осуществляется через формы оценочных процедур, определяемые приказом руководителя ДОО.
- В рамках ВСОКО могут использоваться результаты муниципальных, региональных, национальных и международных исследований качества образования.
- При анализе результатов ВСОКО используются сведения, содержащиеся в информационных и аналитических системах.
- Инструментарий, используемый для проведения оценочных процедур в рамках ВСОКО должен соответствовать следующим характеристикам:
- экономическая целесообразность,
- валидность;
- надежность;
- универсальность;
- однозначность значений показателей.
- Перечень критериев, показателей и индикаторов ВСОКО определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регионального и муниципального уровней, Государственными программами и национальными проектами.
- В рамках ВСОКО обеспечивается реализация прав родителей (законных представителей) обучающихся на участие в управлении ДОО, присутствие при проведении оценочных процедур и ознакомление с результатами.
- Оценочные процедуры в рамках ВСОКО могут проводиться с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ) в рамках действующего законодательства.
5.8 Мероприятия, проводимые в рамках ВСОКО с участием обучающихся, осуществляются при наличии согласия родителей (законных представителей) обучающихся, если они не определены договором об образовании.
5. Модель внутренней оценки качества дошкольного образования
- Модель внутренней оценки качества дошкольного образования включает:
- самооценку педагогов ДОО, предусматривающую сбор и структурирование информации о контексте и характеристиках профессиональной деятельности;
- внутреннюю оценку качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельности ДОО, предусматривающую:
- сбор и структурирование информации о контексте и характеристиках деятельности ДОО;
- оценку качества документации ДОО;
- оценку качества образовательных программ ДОО;
- оценку качества представления информации на официальном интернет-сайте организации;
- оценку качества образовательной деятельности и качества присмотра и ухода за воспитанниками в группе ДОО;
- оценку качества деятельности ДОО в целом, включая качество образовательной деятельности и качество присмотра и ухода за всеми воспитанниками ДОО, обеспечение условий для их реализации,
эффективности управления и развитие организации в целом.
- По итогам каждого из этапов внутренней оценки формируется отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, который становится, в свою очередь, важнейшим элементом обязательного отчета организации
— отчета о самообследовании ДОО, публикуются в составе данного отчета на официальном сайте ДОО.
- На основании результатов оценивания совершенствуется система управления качеством образования в группах и в ДОО в целом, вносятся изменения в программу развития или разрабатывается новая программа развития ДОО. Отчет о внутренней оценке качества
дошкольного образования и услуг
по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО служит основой для проведения последующего этапа общественной оценки качества дошкольного образования в ДОО.
6. Модель общественной оценки качества дошкольного образования
Модель общественной оценки качества дошкольного образования включает в себя:
- независимую оценку качества образования родителями (законными представителями) воспитанников ДОО, предусматривающую комплексную оценку удовлетворенности родителей качеством работы ДОО, а также оценку качества взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников ДОО;
- внешний мониторинг качества деятельности ДОО независимыми экспертами.
Внешний экспертный мониторинг предусматривает анализ нормативных документов ДОО, наблюдение за образовательным процессом в дистанционной форме и с личным присутствием с целью определения уровня качества образования и его совершенствования, составления экспертного отчета, предоставления обратной связи и обсуждения результатов с ДОО.
7. Методы сбора и обработки информации
- В рамках системы оценки качества дошкольного образования используются результаты федерального, регионального и муниципального мониторингов качества дошкольного образования.
- При проведении мониторингов показателей используются два вида информации:
- первичные данные;
- вторичные данные.
- В качестве источников данных выступают:
- статистические данные из открытых источников;
- статистические данные, полученные по результатам федерального, регионального и муниципального мониторинга качества дошкольного образования;
- промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной программы;
- результаты анкетирования и опросов родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, педагогов и руководителей ДОО;
- отчеты педагогов и воспитателей ДОО;
- положение о функционировании ВСОКО в ДОО;
- основная образовательная программа дошкольного образования;
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования;
- отчет о самообследовании ДОО;
- результаты аттестации педагогических работников ДОО;
- информация, полученная при посещении мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения, наблюдения в ходе внешнего мониторинга;
- локальные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере дошкольного образования на институциональном уровне;
- иная документация ДОО, представленная в открытом доступе.
- Для сбора первичных данных при проведении оценки качества дошкольного образования используются информационные ресурсы:
- ЕИП МКДО;
- официальный сайт ДОО;
- облачные технологии для размещения, сбора и обработки статистической информации.
- ВСОКО также предусматривает следующие методы сбора информации:
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- прогнозирование;
- использование данных статистики (в том числе федеральных, региональных и муниципальных баз данных);
- экспертная оценка.
- Для обработки информации по анализируемым показателям используются следующие методы:
- оформление первичных данных в виде таблицы Excel;
- расчет количественных показателей с помощью математических методов;
- перевод качественных показателей в сопоставимые величины;
- анализ значений показателей с помощью нематематических методов обработки информации: кластеризации, сопоставления, обобщения;
- статистический анализ;
- экспертиза документации;
- анализ изменений показателей во времени (динамический анализ);
- сравнение характеристик системы с аналогичными характеристиками других образовательных систем (сопоставительный анализ).
8. Мониторинг показателей ВСОКО дошкольного образования
- Мониторинг показателей ВСОКО дошкольного образования проводится на основании приказа руководителя ДОО, в котором фиксируются сроки проведения мониторинга, ответственные за проведение и утвержденный перечень показателей.
- Мониторинг показателей предусматривает оценку качества дошкольного образования по следующим направлениям:
- управление и развитие ДОО;
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- качество образовательных программ дошкольного образования;
- качество образовательных условий в ДОО;
- взаимодействие ДОО с семьей;
- обеспечение здоровья безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- финансово-экономическая деятельность ДОО.
Мониторинг может проводиться и по другим направлениям показателей, определенным на институциональном уровне. Перечень показателей мониторинга формируется, исходя из текущих задач ВСОКО.
- Проведение мониторинга включает в себя:
- внутреннюю оценку качества дошкольного образования;
- общественную оценку качества дошкольного образования;
- сбор и обработку данных ДОО.
- В основу мониторинга положены принципы объективности данных, соответствия показателей заявленным целям исследования, использования достоверной информации и статистических данных.
- Мониторинг показателей проводится в соответствии с утвержденным руководителем ДОО порядком проведения ежегодно в установленные сроки.
9. Анализ результатов мониторинга
- По результатам мониторинга проводится анализ, который включает в себя:
- описание рассчитанных актуальных значений показателей;
- выявление тенденций, закономерностей и дефицитов на уровне ДОО;
- соотнесение полученных результатов мониторинга и выявленных закономерностей с контекстными данными;
- определение факторов, негативно сказывающихся на институциональной системе дошкольного образования.
- Анализ результатов мониторинга проводится по следующим направлениям:
- управление и развитие ДОО;
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- качество образовательных программ дошкольного образования;
- качество образовательных условий в ДОО;
- взаимодействие ДОО с семьей;
- обеспечение здоровья безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- финансово-экономическая деятельность ДОО.
- В основе анализа результатов мониторинга показателей лежит кластерный подход, который предусматривает объединение групп ДОО в группы со сходными характеристиками. Параметры кластеризации имеют динамичный характер.
- По результатам анализа выделяются группы по уровню качества дошкольного образования: критичный, тревожный, низкий, базовый, хороший, превосходный. На основе анализа могут быть выделены и другие группы в ДОО.
- Статистический и содержательный анализ оформляется в виде аналитических материалов, справок, докладов, сборников. Анализ осуществляется на институциональном уровне.
- Анализ результатов мониторинга обеспечивает принятие обоснованных управленческих решений для достижения лучших результатов на уровне ДОО.
10. Адресные рекомендации по результатам мониторинга
На основе анализа результатов мониторинга разрабатываются адресные рекомендации специалистам и педагогическим работникам ДОО по достижению необходимого качества дошкольного образования:
- методические рекомендации для специалистов и педагогических работников ДОО, основанных на результатах мониторинга;
- методические рекомендации по обобщению и трансляции лучших практик специалистов и педагогических работников ДОО, участников мониторинга;
- методические материалы по отдельным направлениям образовательной деятельности ДОО, определяющим необходимое качество дошкольного образования;
- методические материалы по устранению профессиональных дефицитов, развитием профессиональных компетентностей.
11. Меры, мероприятия
- Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества дошкольного образования в ДОО за счет устранения выявленных
дефицитов и предотвращения их возникновения.
- Реализуемые меры и мероприятия являются целенаправленными и адресными и фиксируются в виде управленческого документа.
- Меры и мероприятия реализуются на уровне ДОО и согласуются с результатами мониторинга муниципального и регионального уровня.
- На институциональном уровне соответствующий управленческий документ издает руководитель ДОО.
- Принимаемые управленческие документы содержат сведения о:
- основаниях принимаемых мер;
- сроках реализации принимаемых мер;
- ответственных за реализацию и участниках;
- планируемых результатах;
- формах контроля.
12. Управленческие решения
- Анализ результатов мониторинга учитывается при принятии управленческих решений.
- Управленческие решения направлены на достижение системности в организации различных видов контроля и снижения рисков неэффективности механизмов управления.
- Принятые управленческие решения являются целенаправленными и адресными, фиксируются в виде управленческих документов: локальных нормативных актов, принимаемых на уровне ДОО.
- На институциональном уровне локальный нормативный акт утверждает руководитель ДОО.
- Принимаемые локальные нормативные акты содержат сведения о принимаемых управленческих решениях (в том числе о поощрении), сведения о сроках реализации управленческих решений, об ответственных и об участниках.
13. Анализ эффективности принятых мер
- По результатам проведения комплекса мер и мероприятий и управленческих решений, направленных на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования в ДОО, осуществляется анализ их эффективности.
- Анализ эффективности принятых мер и управленческих решений предполагает выявление динамики институциональных показателей.
- Результаты анализа эффективности оформляются в виде отчетного документа, который содержит:
- сведения о сроках проведения анализа эффективности мер и мероприятий;
- результаты проведения мер и мероприятий, принятых управленческих решений;
- сведения о динамике замеряемых показателями явлений и процессов в сфере дошкольного образования в ДОО;
- описание проблемы, которая ляжет в основу обоснования или корректирования институциональной цели при выстраивании нового управленческого цикла.
- Итогом анализа эффективности принятых мер является выход на новый управленческий цикл.