Общая информация
Положение о функционировании ВСОКО МКДОУ ЦРР детский сад 1
107 от 05.09.2022
Скачать (539.3 Кб)

  • Уставом муниципального казѐнного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка - детский сад №1»г. Заволжска»

-Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального казѐнного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №1»г. Заволжска».

 

Положение отражает содержание концептуальных документов, определяющих стратегию и тактику развития системы оценки качества дошкольного образования в Ивановской области на современном этапе.

Положение распространяется на муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №1»г. Заволжска» ( далее ДОО).

 

В настоящем Положении используются следующие ключевые понятия:

дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

дошкольное образование – первый уровень общего образования, направленный на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;

институциональный уровень – уровень образовательной организации.

качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса;

критерий – признак, на основании которого производится оценка и классификация оцениваемого объекта. Критерий позволяет провести сравнение объектов оценивания и отследить динамику изменений;

мониторинг в системе дошкольного образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных нормативных актах системе государственно- общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательных отношений;

независимая оценка качества образования - получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.(95) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

 

образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

показатель – признак, характеризующий какую-либо одну область исследуемого направления, степень ее сформированности в количественном или качественном выражении;

процедуры оценки качества образования – официально установленные, предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации;

региональная система оценки качества дошкольного образования – совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил, механизмов и процедур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности муниципальных систем образования и всей образовательной системы региона;

федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

  • ВСОКО - это совокупность оценочных процедур, обеспечивающих оценку качества образовательных программ дошкольного образования и условий ее реализации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
  • ВСОКО дошкольного образования основывается на следующих принципах:
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
  • преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
  • сопоставимости системы показателей с муниципальными и региональными аналогами;

–взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении;

 

  • принцип рефлективности,   реализуемый   через    включение   педагогов   в    критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
  • повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп участников отношений в сфере образования.
  • нормативности – обеспечивающего функционирование ВСОКО в полном соответствии с полномочиями ДОО, осуществляющей управление в части оценки качества дошкольного образования;
  • преемственности – определяющего ВСОКО как компонент муниципальной системы оценки качества дошкольного образования и содержательный ориентир ВСОКО ДОО;
  • системности – обеспечивающего единство и взаимосвязь всех компонентов ВСОКО;
  • направленности на обеспечение достижения показателей функционирования и развития ДОО, определѐнных нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней;
  • целевого назначения, предполагающего получение по результатам мероприятий ВСОКО необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений информации, исходя из целей и задач деятельности ДОО;
  • объективности информации, опирающейся на достоверные данные, получаемые в ходе мероприятий ВСОКО, а также информационного обмена с Департаментом образования Ивановской области, областным государственным бюджетным учреждением «Ивановский региональный центр оценки качества образования», государственным автономным учреждение дополнительного профессионального образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» и муниципальным органом управления образованием (указать конкретно);
  • сравнимости данных посредством отслеживания состояния и результатов деятельности ДОО, включая контекстную информацию;
  • прогностичности посредством получения данных, позволяющих прогнозировать будущее состояние ДОО, а также возможные изменения в путях достижения поставленной цели и задач;
  • согласованности деятельности ДОО с органом местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, с Департаментом образования Ивановской области, областным государственным бюджетным учреждением «Ивановский региональный центр оценки качества образования», государственным автономным учреждение дополнительного профессионального образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» при принятии решений в части оценки качества образования в соответствии с определенными полномочиями;
  • применимости результатов мероприятий ВСОКО для оценки результативности и эффективности управления качеством образования на институциональном уровне;
  • сочетания государственного и общественного управления ДОО на основе делегирования полномочий;
  • информационной открытости процедур и результатов мероприятий ВСОКО.
    • В обсуждении результатов ВСОКО может принимать участие уполномоченные коллегиальные органы управления ДОО (Управляющий совет, Педагогический совет).
    • Результаты ВСОКО используются при формировании отчета о результатах самообследования, других аналитических документов, могут размещаться на официальном сайте ДОО для различных пользователей, предоставляться учредителю и в иные заинтересованные организации. Результаты ВСОКО являются источником информации для принятия обоснованных, эффективных и своевременных управленческих решений, предупреждения негативных тенденций, основой для прогнозирования развития ДОО.
    • К положению могут ежегодно разрабатываться приложения, включающие планирование оценочных процедур на соответствующий период; перечень объектов оценки и характеризующих их показателей, инструментария, список ответственных лиц.

 

1.      Цель и задачи ВСОКО

 

  • Целью функционирования ВСОКО является получение объективной и достоверной информации о качестве образования в ДОО для эффективного управления ДОО.

2.2.Задачами ВСОКО являются:

  • установление оптимальных показателей с учетом значимых критериев для развития ДОО;
  • планирование оценочных процедур и выбор инструментария с учетом возможностей независимой оценки;
  • технологическое и методическое сопровождение процедур ВСОКО с использованием информационно-аналитических систем и электронных ресурсов;
  • обеспечение качественного    и     своевременного    проведения    оценки,    гарантирующей достоверность полученных результатов;
  • всесторонний анализ полученных результатов, установление динамики показателей;
  • определение факторов, влияющих на динамику;
  • прогнозирование динамики развития качества образования в ДОО;
  • определение системы мер, направленных на устранение выявленных дефицитов;
  • принятие обоснованных управленческих решений;
  • представление результатов для различных групп участников отношений в сфере образования.

 

2.      Структурные элементы и направления ВСОКО

  • ВСОКО включает в себя основные структурные элементы:
  • внутренняя оценка качества дошкольного образования,
  • независимая (внешняя) оценка качества образования;
  • внутренний мониторинг качества образования.
    • ВСОКО осуществляется по следующим основным направлениям:
  • оценка качества образовательных программ;
  • оценка качества образовательной деятельности;
  • оценка качества условий реализации образовательных программ.
    • Оценка качества дошкольного образования предусматривает учет:
  • качества образовательных программ дошкольного образования;
  • качества образовательных условий реализации образовательных программ дошкольного образования (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого- педагогические условия, материально-технические и эффективность их использования, информационным);
  • взаимодействия с семьѐй;
  • обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
  • качества управления в ДОО;
  • обеспечения доступности дошкольного образования;
  • обеспечение учета индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся, в т.ч. и детей с ОВЗ;
  • эффективность использования современных образовательных технологий, информационных ресурсов и сервисов;
  • эффективности работы воспитателя, в том числе по организации взаимодействия воспитателей, работающих в одной группе.

 

3.      Порядок функционирования ВСОКО

 

  • Распределение функциональных обязанностей определяется приказом ДОО.
  • Администрация:
  • разрабатывает проекты локальные нормативные акты, регламентирующие функционирование ВСОКО, и контролирует их исполнение;

 

  • разрабатывает график оценочных процедур с учетом федерального, регионального и муниципального плана проведения независимых диагностик.
    • Рабочие группы воспитателей:
  • участвуют в разработке программы проведения оценочных процедур с учетом федерального, регионального и муниципального плана проведения независимых диагностик;
  • участвуют в отборе и формировании методик и технологий проведения оценочных процедур;
  • анализируют результаты оценочных процедур;
  • формируют предложения для администрации по устранению выявленных дефицитов, по выработке управленческих решений на основе результатов ВСОКО.
    • Коллегиальные органы управления (Педагогический совет, Управляющий совет):
  • определяют направления развития ВСОКО в ДОО;
  • содействуют реализации    принципа   общественного    участия    в    управлении   качеством образования в ДОО;
  • участвуют в обсуждении результатов ВСОКО и формировании управленческих решений.

 

4.      Требования к реализации ВСОКО

 

  • Реализация ВСОКО осуществляется через формы оценочных процедур, определяемые приказом руководителя ДОО.
  • В рамках ВСОКО могут использоваться результаты муниципальных, региональных, национальных и международных исследований качества образования.
  • При анализе результатов ВСОКО используются сведения, содержащиеся в информационных и аналитических системах.
  • Инструментарий, используемый для проведения оценочных процедур в рамках ВСОКО должен соответствовать следующим характеристикам:
  • экономическая целесообразность,
  • валидность;
  • надежность;
  • универсальность;
  • однозначность значений показателей.
    • Перечень критериев, показателей и индикаторов ВСОКО определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регионального и муниципального уровней, Государственными программами и национальными проектами.
    • В рамках ВСОКО обеспечивается реализация прав родителей (законных представителей) обучающихся на участие в управлении ДОО, присутствие при проведении оценочных процедур и ознакомление с результатами.
    • Оценочные процедуры в рамках ВСОКО могут проводиться с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ) в рамках действующего законодательства.

5.8 Мероприятия, проводимые в рамках ВСОКО с участием обучающихся, осуществляются при наличии согласия родителей (законных представителей) обучающихся, если они не определены договором об образовании.

 

5.      Модель внутренней оценки качества дошкольного образования

 

  • Модель внутренней оценки качества дошкольного образования включает:
  • самооценку педагогов ДОО, предусматривающую сбор и структурирование информации о контексте и характеристиках профессиональной деятельности;
  • внутреннюю оценку качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельности ДОО, предусматривающую:
  • сбор и структурирование информации о контексте и характеристиках деятельности ДОО;

 

  • оценку качества документации ДОО;
  • оценку качества образовательных программ ДОО;
  • оценку качества представления информации на официальном интернет-сайте организации;
  • оценку качества образовательной деятельности и качества присмотра и ухода за воспитанниками в группе ДОО;
  • оценку качества деятельности ДОО в целом, включая качество образовательной деятельности и качество присмотра и ухода за всеми воспитанниками ДОО, обеспечение условий для их реализации,

эффективности управления и развитие организации в целом.

  • По итогам каждого из этапов внутренней оценки формируется отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, который становится, в свою очередь, важнейшим элементом обязательного отчета организации

— отчета о самообследовании ДОО, публикуются в составе данного отчета на официальном сайте ДОО.

  • На основании результатов оценивания совершенствуется система управления качеством образования в группах и в ДОО в целом, вносятся изменения в программу развития или разрабатывается новая программа развития ДОО. Отчет о внутренней оценке качества

дошкольного образования и услуг

по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО служит основой для проведения последующего этапа общественной оценки качества дошкольного образования в ДОО.

 

6.        Модель общественной оценки качества дошкольного образования

 

Модель общественной оценки качества дошкольного образования включает в себя:

  • независимую оценку качества образования родителями (законными представителями) воспитанников ДОО, предусматривающую комплексную оценку удовлетворенности родителей качеством работы ДОО, а также оценку качества взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников ДОО;
  • внешний мониторинг качества деятельности ДОО независимыми экспертами.

Внешний экспертный мониторинг предусматривает анализ нормативных документов ДОО, наблюдение за образовательным процессом в дистанционной форме и с личным присутствием с целью определения уровня качества образования и его совершенствования, составления экспертного отчета, предоставления обратной связи и обсуждения результатов с ДОО.

 

 

7.      Методы сбора и обработки информации

 

  • В рамках системы оценки качества дошкольного образования используются результаты федерального, регионального и муниципального мониторингов качества дошкольного образования.
  • При проведении мониторингов показателей используются два вида информации:
  • первичные данные;
  • вторичные данные.
    • В качестве источников данных выступают:
  • статистические данные из открытых источников;
  • статистические данные,    полученные   по    результатам    федерального,    регионального   и муниципального мониторинга качества дошкольного образования;
  • промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной программы;
  • результаты анкетирования и опросов родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, педагогов и руководителей ДОО;
  • отчеты педагогов и воспитателей ДОО;

 

  • положение о функционировании ВСОКО в ДОО;
  • основная образовательная программа дошкольного образования;
  • адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования;
  • отчет о самообследовании ДОО;
  • результаты аттестации педагогических работников ДОО;
  • информация, полученная при посещении мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения, наблюдения в ходе внешнего мониторинга;
  • локальные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере дошкольного образования на институциональном уровне;
  • иная документация ДОО, представленная в открытом доступе.
    • Для сбора первичных данных при проведении оценки качества дошкольного образования используются информационные ресурсы:
  • ЕИП МКДО;
  • официальный сайт ДОО;
  • облачные технологии для размещения, сбора и обработки статистической информации.
    • ВСОКО также предусматривает следующие методы сбора информации:
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • прогнозирование;
  • использование данных статистики (в том числе федеральных, региональных и муниципальных баз данных);
  • экспертная оценка.
    • Для обработки информации по анализируемым показателям используются следующие методы:
  • оформление первичных данных в виде таблицы Excel;
  • расчет количественных показателей с помощью математических методов;
  • перевод качественных показателей в сопоставимые величины;
  • анализ значений показателей с помощью нематематических методов обработки информации: кластеризации, сопоставления, обобщения;
  • статистический анализ;
  • экспертиза документации;
  • анализ изменений показателей во времени (динамический анализ);
  • сравнение характеристик системы с аналогичными характеристиками других образовательных систем (сопоставительный анализ).

 

8.        Мониторинг показателей ВСОКО дошкольного образования

 

  • Мониторинг показателей ВСОКО дошкольного образования проводится на основании приказа руководителя ДОО, в котором фиксируются сроки проведения мониторинга, ответственные за проведение и утвержденный перечень показателей.
  • Мониторинг показателей предусматривает оценку качества дошкольного образования по следующим направлениям:
  • управление и развитие ДОО;
  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • качество образовательных программ дошкольного образования;
  • качество образовательных условий в ДОО;
  • взаимодействие ДОО с семьей;
  • обеспечение здоровья безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
  • финансово-экономическая деятельность ДОО.

 

Мониторинг может проводиться и по другим направлениям показателей, определенным на институциональном уровне. Перечень показателей мониторинга формируется, исходя из текущих задач ВСОКО.

  • Проведение мониторинга включает в себя:
  • внутреннюю оценку качества дошкольного образования;
  • общественную оценку качества дошкольного образования;
  • сбор и обработку данных ДОО.
    • В основу мониторинга положены принципы объективности данных, соответствия показателей заявленным целям исследования, использования достоверной информации и статистических данных.
    • Мониторинг показателей проводится в соответствии с утвержденным руководителем ДОО порядком проведения ежегодно в установленные сроки.

 

 

9.      Анализ результатов мониторинга

 

  • По результатам мониторинга проводится анализ, который включает в себя:
  • описание рассчитанных актуальных значений показателей;
  • выявление тенденций, закономерностей и дефицитов на уровне ДОО;
  • соотнесение полученных   результатов    мониторинга   и    выявленных   закономерностей   с контекстными данными;
  • определение факторов, негативно сказывающихся на институциональной системе дошкольного образования.
    • Анализ результатов мониторинга проводится по следующим направлениям:
  • управление и развитие ДОО;
  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • качество образовательных программ дошкольного образования;
  • качество образовательных условий в ДОО;
  • взаимодействие ДОО с семьей;
  • обеспечение здоровья безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
  • финансово-экономическая деятельность ДОО.
    • В основе анализа результатов мониторинга показателей лежит кластерный подход, который предусматривает объединение групп ДОО в группы со сходными характеристиками. Параметры кластеризации имеют динамичный характер.
    • По результатам анализа выделяются группы по уровню качества дошкольного образования: критичный, тревожный, низкий, базовый, хороший, превосходный. На основе анализа могут быть выделены и другие группы в ДОО.
    • Статистический и содержательный анализ оформляется в виде аналитических материалов, справок, докладов, сборников. Анализ осуществляется на институциональном уровне.
    • Анализ результатов мониторинга обеспечивает принятие обоснованных управленческих решений для достижения лучших результатов на уровне ДОО.

 

10.  Адресные рекомендации по результатам мониторинга

 

На основе анализа результатов мониторинга разрабатываются адресные рекомендации специалистам и педагогическим работникам ДОО по достижению необходимого качества дошкольного образования:

  • методические рекомендации для специалистов и педагогических работников ДОО, основанных на результатах мониторинга;
  • методические рекомендации по обобщению и трансляции лучших практик специалистов и педагогических работников ДОО, участников мониторинга;
  • методические материалы по отдельным направлениям образовательной деятельности ДОО, определяющим необходимое качество дошкольного образования;
  • методические материалы    по    устранению    профессиональных    дефицитов,    развитием профессиональных компетентностей.

 

11.  Меры, мероприятия

 

  • Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества дошкольного образования в ДОО за счет устранения выявленных

дефицитов и предотвращения их возникновения.

  • Реализуемые меры    и    мероприятия являются     целенаправленными   и    адресными   и фиксируются в виде управленческого документа.
  • Меры и мероприятия реализуются на уровне ДОО и согласуются с результатами мониторинга муниципального и регионального уровня.
  • На институциональном уровне   соответствующий   управленческий   документ   издает руководитель ДОО.
  • Принимаемые управленческие документы содержат сведения о:
  • основаниях принимаемых мер;
  • сроках реализации принимаемых мер;
  • ответственных за реализацию и участниках;
  • планируемых результатах;
  • формах контроля.

 

12.  Управленческие решения

 

  • Анализ результатов мониторинга учитывается при принятии управленческих решений.
  • Управленческие решения направлены на достижение системности в организации различных видов контроля и снижения рисков неэффективности механизмов управления.
  • Принятые управленческие решения являются целенаправленными и адресными, фиксируются в виде управленческих документов: локальных нормативных актов, принимаемых на уровне ДОО.
  • На институциональном уровне локальный нормативный акт утверждает руководитель ДОО.
  • Принимаемые локальные нормативные акты содержат сведения о принимаемых управленческих решениях (в том числе о поощрении), сведения о сроках реализации управленческих решений, об ответственных и об участниках.

 

 

13.  Анализ эффективности принятых мер

 

  • По результатам проведения комплекса мер и мероприятий и управленческих решений, направленных на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования в ДОО, осуществляется анализ их эффективности.
  • Анализ эффективности принятых мер и управленческих решений предполагает выявление динамики институциональных показателей.
  • Результаты анализа эффективности оформляются в виде отчетного документа, который содержит:
  • сведения о сроках проведения анализа эффективности мер и мероприятий;
  • результаты проведения мер и мероприятий, принятых управленческих решений;

 

  • сведения о динамике замеряемых показателями явлений и процессов в сфере дошкольного образования в ДОО;
  • описание проблемы,    которая    ляжет     в    основу    обоснования    или    корректирования институциональной цели при выстраивании нового управленческого цикла.
    • Итогом анализа эффективности принятых мер является выход на новый управленческий цикл.
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: